|
Азбука права
В редакции от 12 мая 2022 года
Общая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение административных правонарушений
Поиск путей минимизации роста правонарушений среди молодежи, а также повышения эффективности ее профилактики является одной из главных и актуальных задач, стоящих перед государством и обществом, требующих быстрого и эффективного решения, при этом необходимо обращать особое внимание не только на правонарушения, которые совершаются подростками самостоятельно, но и на факты вовлечения детей в противоправную деятельность. Под вовлечением следует понимать действия, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в совершении правонарушения. Понятие вовлечения несовершеннолетнего представлено законодателем в диспозиции ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, где указано, что эти действия могут совершаться лицом, достигшим совершеннолетнего возраста различными формами (обещания, обман, угрозы или иной способ). Также постановление Пленума Верховного Суда от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» определяет вовлечение исключительно в форме активных действий: обещание (прощения долга, помощи в каком-либо деле и др.); обман (определенные действия, которые способны ввести несовершеннолетнего в заблуждение); угрозы (например, распространение сведений, позорящих или унижающих честь и достоинство несовершеннолетнего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинять существенный вред правам и законным интересам несовершеннолетнего). Помимо этого, рассматриваются и иные действия, направленные на вовлечение подростка, которые могут носить самый различный характер в зависимости от ситуации, обстановки, личности подростка и его взаимоотношений с лицом, вовлекающим и т.д., за исключением насилия и угрозы насилия. Статья 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
Кроме того, за склонение несовершеннолетнего в употребление
одурманивающих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их
аналогов, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с п."а"
ч.3 ст.230 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая
наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо арест на
срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Помощник Кинельского
межрайонного прокурора Е.С. Анисимова
Чем занимается комиссия по делам несовершеннолетних (КДН)? На основании п. 2 ст. 11 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних в число полномочий КДН входит: - осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от дискриминации, насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; - подготовка материалов в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа; - рассмотрение вопросов, связанных с отчислением несовершеннолетних, не получивших общего образования, обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных вопросов, связанных с их обучением. В частности, согласно ч. 9 ст. 43 Закона об образовании решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с согласия КДН; - оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних; - применение установленных законодательством мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей; - подготовка и направление в органы государственной власти субъекта РФ и (или) органы местного самоуправления отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта РФ и (или) на территории соответствующего муниципального образования. Кроме того, КДН, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, руководствуясь порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение установленного законодательством перечня преступлений.
межрайонного прокурора Е.С. Анисимова
Какие гарантии имеет несовершеннолетний при трудоустройстве на работу?
Так, статьей 267 ТК РФ установлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Статьей 269 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора. А именно, расторжение трудового договора с такими работниками по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств. Законом определены работы, на которых запрещено применение труда несовершеннолетних. В статьях 265, 268 Трудового кодекса РФ указано, что запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 года № 163.
При нарушении прав несовершеннолетних необходимо обратиться за их
защитой в федеральную инспекцию труда или органы прокуратуры.
Прокуратура Самарской области разъясняет: «Некурительный табак – альтернатива наркотикам».
Комментирует ситуацию исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Самарской области Алексей Клещев. В последнее время участились публикации в средствах массовой информации о распространении среди обучающихся образовательных организаций бездымных сосательных табачных изделий типа «снюса» и «насвая». «Снюс» является видом некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов. «Насвай» — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья, создающих более агрессивную щелочную среду, в которой всасывание никотина возрастает в разы. В настоящее время распространена продажа «снюса» с надписью на упаковке «не содержит табак». Однако данная продукция содержит огромное количество никотина. Несмотря на то, что указанные виды табачных изделий не являются наркотическими, последствия от их употребления, по оценкам специалистов, схожи с употреблением наркотических веществ: сильное привыкание и возникающая зависимость, болезни различных внутренних органов и ротовой полости человека, бессонница и пр. Еще более пагубное влияние данные вещества оказывают на детский организм. На федеральном уровне установлен запрет на продажу данных вредных веществ, в том числе несовершеннолетним. Так, ст. 14.53 КоАП РФ установлена административная ответственность за оптовую или розничную продажу насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, табака сосательного (снюса). Нарушителей (как физических, так и юридических лиц) ждет наказание в виде административного штрафа от 15 тысяч до 150 тысяч рублей. Отдельная административная ответственность предусмотрена за продажу табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним гражданам. За данные
правонарушения предусмотрена более строгая ответственность – административный
штраф в размере от 20 тысяч до 300 тысяч рублей. Вред данных веществ очевиден, в связи с чем, ограничение их продажи подросткам является одним из действенных способов ограждения детей от совершения ими глупостей. Если Вы стали свидетелем продажи запрещенных в гражданском обороте предметов – обратитесь в правоохранительные органы.
С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?
Возрастной критерий ответственности в любой правовой системе неразрывно связан со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими. Юридически возраст лица определяется не в день его рождения, а по истечении этой даты, то есть с нуля часов следующих суток. По общему правилу к уголовной ответственности привлекается подросток, если в момент совершения преступления ему исполнилось 16 лет. Однако за совершение определенной категории противоправных деяний уголовная ответственность наступает с 14 лет. Так, с 14 лет ответственность наступает за совершение преступлений, предусмотренных ст. 158 УК РФ (кража), ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения), ст. 161 УК РФ (грабеж), ст. 162 УК РФ (разбой), ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 208 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) и другие. Несмотря на то, что несовершеннолетие виновного является смягчающим обстоятельством (ст. 61 УК РФ), подросток несет ответственность наравне с совершеннолетним гражданином, только с меньшими санкциями. Зачастую несовершеннолетние не имеют собственного дохода, который бы смог покрыть причиненный преступлением ущерб. В связи с этим, возмещать вред предстоит родителям либо законным представителям.
Какая ответственность установлена в сфере организации отдыха и оздоровления детей?
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения в главу 14 Кодекса, которая дополнена статьей 14.65, устанавливающей ответственность в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Состав данного административного правонарушения образует нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выразившееся в предоставлении организацией или индивидуальным предпринимателем отдыха детей и их оздоровление, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо. Данной нормой предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Федеральный закон вступит в силу 01.06.2020. Старший помощник Кинельского межрайонного прокурора О. В. Маштакова
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|